• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ассирийское лето: как четверо лингвистов съездили во вторую за лето экспедицию к ассирийцам

С 14 по 24 августа состоялась небольшая (по времени и количеству участников) лингвистическая экспедиция в ассирийское село Урмия Краснодарского края. В ней приняли участие сотрудники Международной лаборатории языковой конвергенции Тимофей Балаханов и Елена Шведова, а также петербургские лингвистки Елизавета Забелина (ИЛИ РАН) и Александра Монастырская (НИУ ВШЭ, СПб).

Участники экспедиции около урмийской церкви, до которой они так и не дошли

Участники экспедиции около урмийской церкви, до которой они так и не дошли

Кто такие современные ассирийцы?

Современные ассирийцы — это христиане, говорящие на северо-восточных новоарамейских языках и связывающие свое происхождение с событиями истории древней Ассирии. До недавнего времени ассирийцы жили преимущественно в горах Курдистана (треугольник оз. Ван – оз. Урмия – Мосул) турецко-иранского пограничья [Кузнецов 2008], однако после трагических событий начала XX века многие ассирийцы вынужденно покинули эти земли.

Миграции ассирийцев на территорию Российской империи носили волнообразный характер: многие ассирийцы переселились в Закавказье после русско-персидской (1826–1828 гг.) и русско-турецкой (1877-1878 гг.) войн, однако основная часть прибыла, спасаясь от геноцида 1914-1918 гг. В 1924 году беженцам дали земли в Краснодарском крае и появилось ассирийское село Урмия. Последнее крупное переселение ассирийцев случилось в 90-е годы XX века, когда из Армении и Грузии многие переехали на территорию России, в частности в вышеупомянутую Урмию.

Петербургско-московская традиция экспедиций к ассирийцам России

Первая лингвистическая экспедиция к ассирийцам села Урмия состоялась в 2019 году под руководством С. С. Сая и состояла в основном из петербургских (за исключением Кирилла Кожанова и Ивана Саркисова) ученых и студентов. В 2021 и 2022 годах состав расширился, и к ним присоединилось еще несколько лингвистов из Москвы. 

За это время были созданы корпус устных текстов на северо-восточных новоарамейских языках, звуковой словарь разных диалектов с. Урмия, а также разработана диалектометрическая анкета и исследованы многие грамматические явления в различных северо-восточных новоарамейских идиомах. Кроме того, в июле 2023 г. была организована экспедиция к ассирийцам, проживающим в Нижнем Новгороде и Казани.

Цели и результаты урмийской экспедиции 2023 года

Все участники августовской экспедиции 2023 года в Урмию в июле этого же года уже побывали в упомянутой поездке к ассирийцам Нижнего Новгорода и Казани. Таким образом, урмийская экспедиция стала для них второй за лето экспедицией к ассирийцам, работе с которыми все участники по разным причинам решили посвятить большую часть своего лета.

Например, Тимофей Балаханов и Саша Монастырская до этого года ни разу не были в Урмии и не ожидали, что когда-либо будут, но после поволжской экспедиции очень заинтересовались ассирийцами и северо-восточными новоарамейскими языками и срочно захотели посетить единственное в России ассирийское село. Лиза Забелина и Лена Шведова, наоборот, бывали в Урмии уже много раз, но у них все еще оставались (и остаются) нерешенные исследовательские задачи, а также большая человеческая привязанность к этому месту и его жителям.

Помимо сбора и расшифровки текстов для пополнения корпуса, участники августовской экспедиции собрали несколько диалектометрических анкет, исследовали  в северо-восточных новоарамейских языках распределение видо-временных форм у глаголов позиции (Тимофей), распределение средств выражения модальных значений (Лиза), выражение комитативных и инструментальных значений (Саша) и типологию значений “дистантного” каузатива (Лена).

Несмотря на то, что у экспедиционеров в эту короткую поездку было очень мало свободного времени, новые участники успели познакомиться со многими жителями Урмии, а старые – навестить давних знакомых. Кроме того, поездка отметилась разнообразием досуга, например, прогулками по Урмии и ее окрестностям и знакомством новых участников с достопримечательностями села. По ночам же участники созерцали устланное звездами степное небо и августовские звездопады.

Село Урмия особо известно красотой и размахом национальных праздников, но, к сожалению, ни один ассирийский праздник не выпал на срок экспедиции. Тем не менее, группе посчастливилось побывать на Дне улиц, празднике добрососедства, празднование которого в ассирийском селе получило яркий национальный окрас: Нура Леонидовна Тамразова исполняла ассирийские песни, а местные коллективы (под руководством Александра Сергеевича Тамразова) вместе с другими жителями села – национальные танцы. 

 

Лингвисты тоже поучаствовали в танцах: прямо во время праздника их научили танцу “Семь кругов” и приняли танцевать в общий круг, что экспедиционеры до сих пор вспоминают с гордостью. Вернувшись домой после праздника, участники экспедиции так воодушевились, что попытались научиться еще одному танцу, на этот раз более сложному, который называется “Шейхане”. Благодаря терпеливости своих учителей (Милены Исааковны Бидбуновой и Мелиссы Иосиповой), к полуночи петербургские лингвисты почти превратились в ассирийских танцоров. В следующем году экспедиционеры надеются научиться самому, по их мнению, красивому и сложному ассирийскому танцу под названием “Багие”.

Благодарности

Участники экспедиции искренне благодарят всех жителей села Урмия за невероятно теплый прием и неоценимую помощь, которую они оказали нам в изучении ассирийского языка. Отдельное спасибо мы бы хотели выразить семье Милены Исааковны Бидбуновой и Виктора Валикоевича Иосипова, в доме которых мы жили все время экспедиции.

Литература

Кузнецов, И. В. Ассирийцы / И. В. Кузнецов. Понтийско-кавказские исследования. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008. С. 148-162

Khan, G. The Neo-Aramaic dialect of the Assyrian Christians of Urmi. Leiden, Boston: Brill, 2016. P. 22.